Как писать свои мемуары: трудности и решения

Как писать свои мемуары memobubbles blog

Разбираюсь, с чем сталкивается человек, который решил вспомнить и рассказать о прошлом. С чем трудно? С чего начинает? Что вспоминает в первую очередь? Буду писать свои мемуары в 33 года, все проверю на опыте и вам расскажу. 


Трудно представить, кому это интересно

Я не знаменитость, жизненные события у меня скромные. Я не гуру, не вундеркинд, не путешественник. И я все равно хочу записать свою жизнь. Я знаю, что в ней ценно. Никто не прочитает? Окей. Посмотрю отстраненно на события своей жизни и извлеку уроки. А если решусь рассказать профессиональные секреты, то этот текст станет полезным. Думаю, по умолчанию это никому не интересно, и не стоит этим руководствоваться. А если захочу, чтобы запомнилось внукам, добавлю сальных подробностей.


Трудно писать, но можно и не писать

Если бы мне сказали «сиди и долго пиши», я бы нашла много отговорок, чтобы не писать. Но если можно было бы нарисовать - кинулась бы за карандашами. Помню, мы с детьми в студии бумажной пластики Буможно делали нарисованный фотоальбом с моментами, которые не успели сфотографировать. 

Если страшно разбираться с нуля в полиграфии, заморачиваться с печатью - то можно переплести вручную с обложкой в виде коллажа. А если выбрать семейные фотографии заранее, то рассказ легче выстроится вокруг них. Фотографии из цифрового архива пригодятся в качестве иллюстрации, а не будут гигабайтами пылиться на жестком диске. Вот тут уже творческий проект получается, который не означает «сиди и пиши».

Можно и с видео баловаться. Однажды я снимала фильм про поездку в Таиланд. Склеила кадры, написала субтитры с чудными названиями городов. Потом наложила на музыку в монтажной программе IMovie и отправила бабушке посмотреть. Она сказала: «Не хватает голоса, а субтитры я не успеваю читать». Пришлось озвучить, и это было очень интересно, ведь это тоже какбэ мемуары.


Трудно вспомнить всё

Выяснилось, что мало помню. Взялась вспоминать. Сделала таблицу с годами и событиями. Не сходится! Целые куски жизни пропали, периоды остались пустыми, незаполненными событиями. Потратила целый день на восстановление памяти, но дело не особо сдвинулось. Столько жила, и куда все делось? Подумала, что могу привлечь других людей вспомнить некоторые детали. Позвонить брату в Кабардинку и уточнить. Или взять таблицу к бабушке, и вместе убить вечер, сопоставляя даты.


Трудно сфокусироваться, но можно писать маленькие истории

Публицист Уильям Зинсер в своей книге "Как писать хорошо" советовал выбрать тему, период жизни и писать, придерживаясь этих рамок. Это оказалось трудно. О чем писать? С какого момента начать? Неужели как все - с самых ранних детских впечатлений? Или сразу отправить себя в Сочи на строительство Олимпийского парка? Вернуться в литературный вуз? Итак, я начала с трех самых интересных событий, которые смогла вспомнить. Получились три бойкие истории - «Как я не упала со скалы», «Как я рисовала луну в туалете» и «Репетитор-депутат» - и закрепился положительный опыт. Это могли быть истории двора, воспоминания о музыкальном классе, самая приключенческая ночевка на природе. Короче, когда я выбрала тему, сразу дело пошло веселей.


Трудно писать правду, но потом можно и вычеркнуть

Но не могу же я писать всю правду. Она чудовищна. Она скучна. Вдруг прочитавшие подумают обо мне, какая у меня дурацкая жизнь. Буду писать правду, потом перечитаю и решу, что оставить, а что нет (как у Зинсера). Радует еще, что в процессе вспомнится много деталей. Жалею, что раньше не старалась их запомнить. Столько забыто эмоций, тонких моментов, шуток! Хочу, чтобы все это богатство постепенно вспомнилось. И когда не помню чувств или деталей, то в тексте тянет додумать, но лучше не надо.


* * *
Хотела бы я писать, как Александр Пятигорский в «Философии одного переулка» густо с именами и фактами. Чтобы не мемуары получились, а мясо. Но даже он вначале оговаривался: «Я не писатель. Эта оговорка сделана не из боязни, что меня сочтут плохим писателем. Подобного рода обвинения я отвергаю заранее, потому что я — никакой писатель». 


А уж что об обычном человеке говорить, его столько сомнений одолевает. Я считаю, что каждый может написать мемуары, пользуясь теорией в обучающих курсах и изданиях. Но не каждый захочет. Потому что это нелегко, и прежде всего - трудно найти причину начать, преодолеть сомнения и сделать первый шаг. Но если кто-то и захочет до наступления 50 лет, то будьте уверены, у меня такие же трудности.

Комментарии

Популярные сообщения