Как расположить родителей к разговору о прошлом

Как разговаривать с пожилыми родителями memobubbles blog
Разговор о прошлом может стать вторжением. Прошлое - это очень личное, и если грубо в нем ковыряться, можно получить отпор и отказ возвращаться к этой теме. Не каждый захочет даже родному человеку ответить на вопросы: «Бабусь, любила ли ты своего второго мужа, который тебе изменял?». Все это я поняла, когда записала несколько длинных бесед с клиентами и могу поделиться опытом о том, как уважение помогает, когда дети решают предложить родителям сделать запись воспоминаний. А еще оно обычно пригождается во время уговоров и создании нужного настроения.

Как уговорить

Если обесценивают

Ни один из пожилых людей, с которыми я провела интервью, не считал, что прожил богатую событиями и достижениями жизнь. Мои собеседники с удовольствием обесценивали то, что раньше казалось значимым, и иногда предпочитали притвориться забывшими.

Мои клиенты уговаривали родителей, преподносили наши встречи как подарок, как будущую книгу для внуков. Они говорили, что это нужно им. Хотя родители и сетовали на то, что англоязычные внуки это не послушают (они еще не знали про возможность расшифровки и художественного перевода).

Мама согласилась на запись, когда я в каждом телефонном разговоре расспрашивала то о прибытии семьи дедушки в Сибирь, то о детстве на Крайнем севере. Она припомнила, как уже это рассказывала, но пятнадцатилетняя я охотно убегала заниматься другими делами. Но я не стала вступать в перепалку и оправдываться, а продолжила спрашивать. Ну и что, в прошлом мне и правда были важны другие вещи. А теперь я хочу узнать больше, и в подробностях.


Не пользуются скайпом

Когда родители не пользуются скайпом, их можно научить. Но не надо доверять им процесс этой учебы - она или не начнется, или не закончится никогда. Заранее рассказывайте, чем им будет полезен интернет, купите удобный простой планшет. Потом терпеливо подключите сеть, организуйте оформление у провайдера. Возможно, придется присутствовать и торопить техника с его пассатижами и проводами, советоваться с мамой, где протянуть провод. Когда я подключала интернет маме, я оплатила на 3 месяца вперед, чтобы не было ей об этом головной боли. 

И уделите время на обучение -  тестируйте, звоните друг другу в соседнюю комнату, пробуйте звук потише-погромче. Это потребует терпения, выдумки наглядных инструкций. Придется повторять по сто раз одно и то же, и потом - из другого города тоже. Не усложняйте, показывайте только основные функции. Позднее они сами захотят освоить и фотокамеру, и чтение электронных книг. Возьмите на себя процесс обучения скайпу - и получите инструмент для проведения записи. 


Не готовы вспоминать

Некоторые воспоминания приносят боль. Настаивать на воспоминаниях, которые вызывают слезы и депрессию не стоит. Еще одна трудность - стирание. Не помнят, забыли. Задавайте уточняющие вопросы, хитрите, оставляйте время на вспоминание, но если не вспоминается, то ничего не поделаешь. Если вспомнилось, позже вставить в запись нетрудно. Еще как вариант подключить других родственников, иногда воспоминания общие пересекаются. Но настаивать - это агрессия.

Как соблюдать границы

Войти в роль интервьюера

Выйти из роли ребенка в отношениях нелегко, когда задаешь личные вопросы, даже когда вы взрослая тетка или человек с внуками. Слияние границ между родными людьми иногда делает разговор невозможным, превращается в спор, для которого нужна не аудиозапись, а платный психолог. Трудно перестать требовать от родителей безусловной любви и беспристрастно поставить себя на их место. Еще труднее абстрагироваться от старых обид. 

Самый дурацкий вопрос, который только может сорваться из вашего рта - «Мама, почему ты меня не любила?» ставит в тупик родителей, ведь они любили как могли. Нет такой силы, чтобы вернуть события обратно и поступить иначе. Поэтому не копайте в подсознании и не решайте свои проблемы за счет родителей, разве что попросите их оплатить вашу психотерапию. Спрашивайте факты, который проанализируете  потом, в салоне автомобиля, в наушниках. А чтобы разговор продолжился, пусть у каждой стороны останется ощущение неизраненности.


Не грузить

Родители это личность, они не психотерапевт. Уважайте чужую территорию. Если это их интервью, не говорите о себе. Двигайте разговор, а не высказывайтесь свое ценное мнение. Вряд ли им нужно сочувствие и советы. Иначе они скажут что  нервничают, или вы услышите советы от них. Надежный способ услышать правду и что-то новенькое о прошлом семьи - молчать и слушать.


Создать настрой, назначив созвон на послезавтра

Воспоминаниям нужны время и настрой. Чтобы последовательно и подробно поговорить  и записать это - нужно как минимум 10 часовых встреч. Что забылось на одном созвоне, вспомнится на другом. Регулярные встречи и разговоры подготавливают память выкидывать новые подробности и дают ощущение нужности. Сын одной моей собеседницы каждый год в день смерти отца встречается с ней, и они говорят специально только о Николае Петровиче. Она ждет этого дня, несмотря на печальную дату.

Когда вы делаете запись, а не просто беседуете о том о сем, то ощущение важности и процесса записывания книги настраивает человека на серьезный лад. Он найдет время пересмотреть фотографии, перечитать письма, найти свидетельства о рождении. А уточняющие вопросы помогут ему обратить внимание на то, что казалось неважным. Например, какое отчество у деда дедушки? 

Однажды во время созвона моей собеседнице позвонил телефон и из него еврейским голосом сказали: 

- Это Анатолий, я привез вам помидоры.
- Анатолий, я не могу сейчас говорить, я пишу книгу.

Регулярность увеличивает значимость разговора для записи, они становятся часть распорядка, необходимостью. Создайте такое настроение собеседнику! Планируйте время для встреч, минимум 1 раз в неделю. Выбирайте заранее тему, и в разговоре не уходите вбок. Позднее я расскажу, какие журналистские приемы использую в интервью и какие книги мне помогли кропотливо добывать информацию в интервью с родителями и клиентами.


                                                                    *   *   *

Когда я предложила маме записать аудиовоспоминания, она спросила: «А кому ты это собираешься показать?». Первое, что охраняет человек - свое пространство. И это про инстинкты и про жизнеспособность даже в преклонном возрасте. Я звоню маме каждый день, но иногда мы выделяем час для воспоминаний, и я включаю запись. Она уже привыкла и скучает ждет новых интересных вопросов. Значит, что я не ляпнула обидного и не облажалась с формулировками.

Комментарии

Популярные сообщения