Готовлюсь к интервью с мамой

Готовлюсь к интервью с мамой memobubbles blog

Зачем готовиться к разговору с родным человеком? Нужно было, чтобы хватило вопросов при неожиданном развитии беседы. Например, если не получается вспомнить детали или не хочется продолжать грустную тему. Я не хотела, чтобы разговор прервался из-за случайной нетактичности, поэтому заранее предусмотрела, какой темы не стану касаться.  Я хотела долгий разговор, сконцентрированное внимание и чистую запись . Поэтому я решила подготовиться.


Назначаю день

Я побаивалась этого дня и долго откладывала. Раньше я уже делала запись с клиентами, но теперь поняла, почему некоторые заказывают услугу записи журналисту, а  другие не делают ничего. Это серьезный шаг, и не каждый решится его сделать. Итак, мы назначили время на четверг днем. Я заранее рассказала, сколько времени займет, как буду задавать вопросы. Это сразу успокоило маму, потому что ей не хотелось сбиться с мысли, и она не была уверена, что рассказ получится интересным. Я сказала, что вырежу заминки и лишние звуки. В этот момент на той стороне провода наступило полной спокойствие.



Заранее составляю список вопросов

Я записала вопросы, которые были мне интересны. Они были обо всем на свете - о первых впечатлениях, о туфлях и чулках, о религии.  Я сделала этот список в программе Заметки и рассортировала по темам. Позже по ходу рассказа возникло много уточняющих вопросов, которые стоило задать. Я записывала их по ходу рассказа и позже возвращалась с ним. Стало понятно, что лучше подробно спрашивать сразу, так понадобится меньше монтажа. А монтаж понадобится, так как логичнее склеить эпизоды про детство вместе, чем оставлять их разрозненными. И еще одна причина - неизвестно, удастся ли вернуться к этой теме еще раз. Я была уверена, что следующий разговор состоится через неделю, но этого не произошло. С родными продолжать сложно, потому что можешь отложить разговор. 

Еще я заранее посмотрела в интернете о заполярном городке Тикси, где мама провела первые годы жизни. Я нашла информацию и фото о Новосибирском театре оперы и балета, который строил ее отец. В этот момент я превратилась в журналиста, который не довольствуется крохами, а докапывается до деталей. В этот момент маме становилось очень интересно, и она тоже принималась раскапывать архивы. 



Рисую генеалогическое дерево

В школе я ненавидела задания с семейным деревом. Это было скучно - ни историй, ни рассказов. Учитель оценивал кто красивей нарисует и у кого поразвесистее получится. У меня было деревце с несколькими веточками. Было обидно, что папа и мама единственные дети в семье. Но в этот раз я развлеклась с деревом по-полной.

Когда пишешь дерево, появляются новые детали. Например, мы выяснили отчество прабабушки, но никто не знал, кем был ее отец Никифор. Во времена бабушкиной юности на Дону в начале 20 века интересоваться родней было не принято из-за противостояния Красной армии и белогвардейцев. Или нашлось довоенное свидетельство о браке бабушки и деда, хотя было известно, что поженились они после войны.

Еще удобно набросать, как родня разбросана географически и задать вопрос об этом. Или какие профессии были в роду. Эту информацию удобно помечать рядом с именем, потом проще вспомнить в беседе, «а это тот самый дядя Сандер, который сапожник». Если писать писать ветку каждого родителя отдельно, то останется больше места для пометок и новых членов семьи. А потом переписать начисто.



Подкрепиться и нарядиться: вода, леденцы, помада

Рядом с компьютером я ставлю бутылку воды и мятные леденцы, чтобы закашляться и не прерывать разговор. Еще перед разговором я считаю нужным поесть, чтобы не отвлекаться на крики китов в животе. Я всегда наряжаюсь для встреч по скайпу. Даже если это разговор по телефону, и собеседник меня не увидит. Деловой вид настраивает меня на рабочее состояние. Вот только сережки мешаются, потому что стучат о наушники и портят запись. Мои собеседницы-клиенты наряжаются тоже. В начале встречи мы обсуждаем наряды, делаем друг другу комплименты. Это часть разговора, которая снимает первое напряжение, и я с радостью ею пользуюсь.

                                                                * * *
Разговор о прошлом - это ступень, на которую взбираешься с возрастом. Сделав запись, я поняла, как мне не хватало моей мамы за бытовыми разговорами, обсуждением планов  и проблемам. И теперь все, что я знаю о ней в в деталях - это и моя история. В таких разговорах мы - собеседники, а иногда это ближе, чем родство.

На фото это не сохранить - манеру говорить, словечки, смех, интонации. Мне нужна эта запись, чтобы скучать, чтобы понять себя и по-новому осознать знакомые истории. Хочу быть привязанным к семье человеком. Когда из путешествия на другом конце света я делаю монтаж записи, там голос мамы, и иногда мяукает кошка. Это сильное ощущение присутствия, и я рада, что у меня есть эта запись.

Комментарии

Популярные сообщения